Тема левый или правый руль неизбежно возникает, как только разговор заходит про авто из Японии. Страна живет по левосторонним правилам движения, поэтому подавляющее большинство местных машин имеют правый руль. При этом в Японии встречаются и леворульные версии, ориентированные на экспорт в Европу и Америку. Разобраться в плюсах и минусах обоих вариантов важно до того, как вы начнете выбирать конкретный автомобиль, будь то Toyota Crown, праворульный Subaru Forester или леворульный Lexus RX.

Почему из Японии обычно правый руль

Для внутреннего рынка японские производители выпускают почти все модели только с правым рулем. Это касается и массовых автомобилей вроде Toyota Corolla Axio, и более статусных седанов Toyota Mark X или Nissan Fuga.

Такие машины обладают несколькими понятными преимуществами:

  • Состояние и пробеги
    В большинстве регионов Японии мягкий климат и хорошее качество дорог. Автомобили реже сталкиваются с коррозией, подвеска живет дольше, а пробег часто меньше, чем у аналогичных европейских машин того же возраста.
  • Богатые комплектации
    Для внутреннего рынка производители не боятся насыщать даже обычные седаны опциями. Подогревы, электроприводы, двузонный климат, камеры и радары встречаются даже на относительно недорогих моделях. Японец предпочитает один раз переплатить за оснащение, а потом долго ездить без дооснащения и колхоза.
  • Аккуратная эксплуатация
    В культуре обслуживания сильно укоренен принцип следования регламенту. В сервисной книжке нередко можно увидеть регулярные отметки, а салон и кузов даже у десяти летних машин выглядят удивительно свежо.

Все это делает праворульные авто из Японии привлекательными для покупки, но привносит и ряд особенностей эксплуатации в странах с правосторонним движением.

Правый руль на наших дорогах

Чаще всего обсуждают один момент, неудобство обгонов. При правом руле водитель сидит ближе к обочине и хуже видит встречную полосу. На узкой двухполосной трассе обгон грузовика становится более нервным упражнением, приходится сильнее высовываться из ряда или полагаться на камеры.

Однако список нюансов шире:

  • Посадка и обзор
    В городе правый руль почти не мешает. Повороты, парковка, движение в пробках мало отличаются от привычных ощущений. Через пару недель мозг привыкает к зеркальному расположению органов управления.
  • Оплата парковок и платных дорог
    На автоматических терминалах и платных стоянках удобнее, когда водитель сидит со стороны аппарата. С правым рулем иногда приходится тянуться через салон или выходить. Впрочем, во многих городах это уже не критично, плату принимают через мобильные приложения.
  • Свет фар
    Фары праворульных машин изначально формируют пучок света под левостороннее движение, чуть сильнее подсвечивая левую сторону. При переезде в страну с правосторонним движением корректнее менять фары на адаптированные. На популярных моделях вроде Toyota Prius или Subaru Forester это типовая процедура, но ее расходы нужно учитывать.
  • Перепродажа
    Ликвидность праворульных машин сильно зависит от региона. Где есть устоявшийся поток авто из Японии, там правый руль воспринимают как норму. В других регионах круг потенциальных покупателей сужается, что может сказаться на цене при продаже.

В итоге правый руль не делает автомобиль опасным или неудобным по определению. Он требует чуть большего внимания на трассе и готовности мириться с некоторыми бытовыми мелочами.

Левый руль из Японии

Леворульные автомобили, купленные в Японии, почти всегда изначально предназначались для других рынков. Это могут быть:

  • европейские версии Toyota Land Cruiser Prado и Hilux
  • Lexus RX и GX для американского рынка
  • редкие леворульные вариации бизнес седанов, например Lexus GS

Такие машины позже оказываются в Японии как подержанные, а затем попадают в выбор покупателя авто из Японии наряду с чисто праворульными.

Плюсы леворульного варианта очевидны:

  • привычная посадка и обзор для правостороннего движения
  • более предсказуемые обгоны и маневры на трассе
  • отсутствие вопросов по светораспределению фар

Но есть и характерные минусы:

  • Скромный выбор
    По сравнению с праворульными версий меньше, а значит ниже шанс найти идеальное сочетание года, мотора, комплектации и пробега.
  • Особенности по запчастям
    Оптика, бамперы, часть элементов салона могут отличаться от японских праворульных собратьев. Иногда это плюс, поскольку детали совпадают с европейскими версиями, а иногда минус нужно внимательно проверять каталоги.
  • Цена
    В ряде случаев леворульные машины на аукционах стоят дороже аналогичных праворульных просто из-за меньшего предложения.

Опасности «перекидки» руля

Отдельная категория автомобилей те, где руль перенесли с правой стороны на левую уже после выпуска. Снаружи переделку часто не видно, но при детальном осмотре проявляются следы вмешательства.

Что обычно меняют:

  • щиток передка и кронштейны рулевой колонки
  • педальный узел
  • проводку, блоки управления, элементы системы безопасности
  • элементы салона приборную панель, тоннель, обшивки

Даже если работу выполняли аккуратно, конструкция перестает соответствовать заводскому проекту. Возможны проблемы с геометрией, скрипами, шумами, а главное с корректной работой систем безопасности.

Поэтому при выборе автомобиля из Японии предпочтительнее либо честный правый руль, как у Toyota Crown Athlete или Subaru Legacy, либо изначально леворульная версия, например Lexus RX для Европы. Перекинутые варианты требуют очень тщательной диагностики и обычно проигрывают по ликвидности.

Экономика владения

С точки зрения регулярного обслуживания стороной руля можно почти пренебречь. Масло в двигателе, свечи, фильтры, тормозные колодки меняются одинаково и на леворульной Mazda 6, и на праворульной Corolla Axio.

Разница возникает в трех моментах:

  • Доступность кузовных деталей и оптики
    Для массовых праворульных моделей рынок уже насыщен контрактными запчастями, есть аналоги и оригинал. Для редких леворульных может быть наоборот.
  • Страхование
    В некоторых страховых компаниях действует небольшая надбавка для праворульных машин, особенно мощных и не самых свежих. Это нужно уточнять отдельно в своем регионе.
  • Продажа в будущем
    Если регион традиционно «любит» правый руль, то стоимость владения может даже оказаться ниже, чем у леворульного аналога. В другом регионе выручить хорошие деньги за праворульный седан будет сложнее.

Как подходить к выбору

Чтобы не утонуть в спорах, полезно задать себе несколько простых вопросов еще до изучения аукционных листов:

  • Где автомобиль будет проводить большую часть времени
    Если это город и пригород, с редкими выездами на трассу, правый руль почти не даст минусов, зато откроет более широкий выбор японских машин.
  • Какой стиль езды вам ближе
    Любители активной езды по загородным дорогам могут чувствовать себя увереннее на изначально леворульном авто. Тем, кто ездит ровно и спокойно, разница будет минимальной.
  • Насколько важна ликвидность при дальнейшей продаже
    Стоит посмотреть, какие машины чаще продаются в вашем регионе. Иногда правильнее взять популярный праворульный кроссовер, чем редкий леворульный седан.
  • Готовы ли вы к особенностям адаптации
    Установка подходящих фар, возможная перенастройка мультимедиа, языки интерфейса все это мелочи, но они требуют внимания.

Вопрос левый или правый руль в авто из Японии не имеет универсального ответа. Праворульные машины берут широтой выбора, хорошим состоянием и богатыми комплектациями. Леворульные удобнее для трассы и привычнее большинству водителей, но выбор таких версий ограничен.

Ключевой критерий не только сторона руля, а общий баланс факторов. Техническое состояние конкретного экземпляра, история обслуживания, качество ремонта, доступность запчастей и специфика дорог, по которым вы собираетесь ездить.

Если подходить к выбору без стереотипов и эмоций, и правый, и левый руль способны одинаково хорошо служить владельцу. Главное рассматривать автомобиль из Японии как инженерный продукт, а не как предмет спора о правильной стороне рулевого колеса.

Нужна конкретика по вашему авто?

Пришлите ссылку на лот или номер кузова — наши менеджеры КарсФромДжапан проверят дату выпуска и за минуту скажут, проходной это вариант или нет, и предложат ближайшие альтернативы, точно проходные.